Аэробно - анаэробное учение (перевод Давыдов А.А.)
Три доступных варианта измерения уровня лактата.
Аэробно - анаэробное учение – это учение о воздействие на лактатную кривую.
Что стоит за спортивным результатом?
Анимация ниже объясняет, как спортсмен становится быстрее или медленнее. Эта анимация на основе иллюстраций из книги Яна Ольбрехта «Наука побеждать».
На анимации положение лактатной кривой меняется вслед за уменьшением, или увеличением аэробных и анаэробных возможностей пловца.
Объяснение того как эти две системы взаимодействуют и влияют на лактатную кривую приводится ниже в анимации.
Эти кривые не определяют уровень возможностей, а задают диапазон от очень низких до очень высоких значений по каждой из них. В зависимости от роста, или снижения тех или иных возможностей меняется кривая.
Изучение снижение или повышение этих возможностей – одна из основных целей учения.
Эти лактатные кривые основаны на тестировании в плавание на 400 м при 2-х скоростях. Ян Ольбрехт провёл более чем 10000 таких тестов на пловцах различного уровня с тем что бы научиться определять уровень по двум измерениям. Порой достаточно одного теста, если он выполнен при правильной интенсивности и дистанции.
Эта иллюстрация для плавания, но тот же самый эффект происходит в мышцах для каждого типа физической деятельности. Лактатная кривая для бега, езды на велосипеде, гребли, конькобежного спорта, лыжных гонок или любой другой
деятельности / спорта таким же образом ответит на изменения в эробных и анаэробных возможностей.
Как управлять анимацией?
* Анимация начинается сразу же c аэробного и анаэробного уровня 1
* Анимация перемещается до уровня нагрузок 6 соответственно. Сначала уровень аэробных возможностей меняется от 1 до 6. После чего анаэробные возможности переходят на 2-й уровень, на котором проходит новый аэробный цикл от 1 до 6. Так продолжается на каждом следующем анаэробном уровне до тех пор пока он не достигает 6 и на нем аэробные возможности тоже доходят до 6. Потом анимация повторяется снова и снова
* Анимация может быть остановлена в любой момент кнопкой «Стоп»
* Для перемещения лактатной кривой в ручном режиме нажимайте кнопки «+» и «-» под каждым видом возможностей. Это изменит положение лактатной кривой в соответствии с каждым значением возможностей
Интеграция энергетических систем
Среди индикаторов модели есть два аспекта вашего основного энергетического метаболизма, которые вляют на лактатную кривую под названиями
* Аэробные возможности
* Анаэробные возможности
Таким образом изменения в любом случае сдвигают лактатный максимум.
Оба этих аспекта управляемы и могут быть изучены.
1. Необходимость аэробных нагрузок – в разных местах этого сайта мы обращаем внимание на то, что никогда не бывает слишком много аэробных возможностей или способности организма использовать максимальное количество воздуха во время интенсивных нагрузок (VO2 max). Мы не обнаружили ни одного примера из мира спорта когда бы низкий уровень VO2 max был бы преимуществом. Таким образом стремление поднять его по средством тренировок является объективным. Но мы хотели бы добавить одно существенное замечание: некоторые тренировки по росту VO2 max способны негативно сказаться на других аспектах.
Например:
* Во-первых, большинство командных видов спорта требует большого количества навыков специфичных для данного вида спорта. Большая часть тренировок должна развивать эти специфичные навыки и тактику и им может не хватать времени на развитие VO2 max. Примерами этого могут быть горные лыжи и мотокросс. В обоих случаях тренировки по росту VO2 max важны, но не настолько, как для бегуна на 1500 м, например.
* Во-вторых, некоторым тренировки с целью повысить VO2 max могут повредить в других аспектах. Так некоторые методики повышения VO2 max могут негативно сказаться на анаэробных способностях и скорости. Во многих командных видах спорта это было бы вредно, так как в них одновременно нужны и максимальная скорость и максимальная сила. Так, например, в хоккее на льду требуется высокие анаэробные возможности (выносливость) с тем что бы длительное время играть на высоком уровне. И в то же время, нет более скоростного командного вида спорта чем хоккей на льду. Следовательно нельзя жертвовать ни скоростью, ни выносливостью.
* В-третьих, есть некоторые короткие дистанции где уровень аэробных возможностей мало влияет, или не влияет на результат совсем. Так, например, бег на 100 и 200 м, или плавание вольным стилем на 50 м. Так же прыжки с шестом в высоту требуют много силы и ловкости, а не аэробных возможностей. Тем не менее, аэробные возможности помогают спортсменам быстро восстанавливаться для возобновления тренировок на высоком уровне без стрессов и травм. Поэтому, аэробные возможности в таких видах спорта важны прежде всего при тренировках, а не на соревнованиях.
2. Важность анаэробных возможностей
Анаэробные возможности действуют не так как аэробные и их сложно измерить, так же не всё понятно про их специфическое влияние на результат. Анимация предназначена для того, что бы показать это. Вот диаграмма.
Метаболический цикл
Давайте для примера возьмём случай с бегуном на дистанцию в 1500. Его аэробная способность была 79.6 мл/кг/мин при наилучшем времени 3:32:4. Как он смог стать быстрее? По представленной модели он мог бы прибавить в скорости, но это и без того высокий результат. На диаграмме не отражена экономичность движений (техника бега) и снижение интенсивности тренировок. Если бы он смог повлиять на это, то смог бы прибавить в скорости. И это - способ для улучшения, который тренеры рекомендуют своим спортсменам.
В 2001-м Б.В. Фадж так описал этот случай в Денверском институте спортивной медицины в методике по контролю тренированности на средних дистанциях:
* VO2 max (максимальное количество кислорода поглощаемое спортсменом в период максимальных нагрузок) менялось от минимального 4.8 л/мин до 5.6 л/мин, т.е. увеличилось на 16,7 %, что вряд ли можно назвать травильным изменением.
* В течении первого года изменения зафиксированы от 4.8 л/мин до 5.l6 л/мин. По шкале мл/кг/мин нижний уровень сначала был 70.5 мл/кг/мин, и вырос до 79.6 мл/кг/мин.
* Работа на тренировках существенно изменилась и результат бегуна в гонке на 1500 м улучшился с 3:38.9 до 3:32.4 с начала первого года до конца второго года (3:32.94 - победный результат на Олимпийских играх в Пекине в 2008).
* Таким образом тренировки на поднятие VO2 max очень полезны. Этот эксперимент имеет несколько интересных аспектов и будет упомянут в других частях этого веб-сайта.
* Поскольку VO2 max спортсмена повышается, или понижается то же самое происходит и с лактатным максимумом VLa max.
* В выше упомянутом эксперименте скорость при лактатном максимуме росла от 16 км/час до 18 км/час за двухлетний период, и улучшилась на 12.5% при одновременном ростеVO2 max от 4.8 л/мин до 5.6 l л/мин.
* Что однозначно доказывает прямое влияние роста VO2 max на рост скорости
* Позже С.А. Ингхэм описал это в 2012-м в журнале «Спортивная физиология в тренировках» в статье «Распределение нагрузок и физиологический профиль бегуна на 1500 м»
3. Но есть и третий путь, который мог бы быть плодотворным. Мы не знаем, оптимальна ли анаэробная способность бегуна для гонки на 1500 м. Предположим, что это не так, и предположим, что она слишком высока. Тогда тренировки, которые понизят анаэробную способность, сделают этого бегуна быстрее на 1500 м. А если бы анаэробная способность была слишком низкой, то тренировки, которые подняли анаэробную способность, сделали бы бегуна быстрее в 1500 м. Заметьте, что мы сказали, что это сделает его быстрее только на 1500 м. Изменяя анаэробную способность бегун был бы менее эффективным на других расстояниях. Если бы анаэробная способность была понижена, то бегун смог бы развивать меньшую скорость, и бегун был бы менее эффективным на более коротких расстояниях. Поднимая анаэробную способность бегун был бы менее эффективным на более длинных расстояниях. Аэробный и анаэробный метаболизм (взаимодействие 2-х энергетических систем на анимации) должен быть уравновешен для определенной гонки. Это сложная тема, которая не полно раскрыта в учебной литературе.